Учебное экологическое проектирование.
Сегодняшние школьники не только технологически, но и по образу мышления оказываются не адаптированными к бурно развивающимся реалиям жизни. Однако и сами педагоги находятся в такой же ситуации. Поэтому формальная педагогика – педагогика интерпретации школьных учебников, педагогика натаскивания и контроля – оказывается непригодной. Сегодня, как никогда ранее, оказывается востребованной способность школьника учиться самому и, прежде всего тому, что позволяет адаптироваться к реалиям рынка. В системе развивающего обучения к педагогу предъявляются качественно иные требования: знание реальных требований рынка труда, постоянное изучение и внедрение новых технологий обучения, использование современной мультимедийной техники, создание на занятиях атмосферы самомотивации и самообразования.
Цель проектного обучения – овладение учащимися современными (универсальными) способами и средствами освоения данного (и любого другого) предметного содержания.
Задачи:
-
формировать научные знания о способах взаимодействия человека (общества) и природы; умения и навыки пропаганды валеологических, экологических и природоохранных знаний;
-
развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи; художественную инициативы;
-
воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, ответственности, патриотизма; культуру поведения и бесконфликтного общения.
Это предполагает:
1.Формирование у школьников качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях.
Для этого учащиеся должны быть способны:
- выявлять проблему (находить противоречия – в чем проблема?);
- анализировать проблему (выяснять причины и прогнозировать – что происходит?);
- находить варианты решения проблемы (формулировать различные способы решения проблемы – что и какими образом можно и нужно изменить);
- выбирать оптимальное решение (что сделаем?);
- реализовать решение;
- анализировать последствия (что изменилось?).
Метод опирается на возрастную периодизацию и основные виды деятельности, разработанные Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым.
В подростковом возрасте происходит подчинение своих интересов нормам коллективной жизни, отсюда основной вид деятельности – общение. Реализация основных направлений учебно-воспитательной работы осуществляется через организацию и проведение коллективной творческой деятельности в различных формах.
В юношеском возрасте формируется мировоззрение личности, наибольшее значение приобретает учебно-познавательный труд, поэтому учебно-исследовательская (проектная) деятельность является центральным звеном воспитательно-образовательного процесса.
Формы учебно-исследовательской деятельности:
I. Экологический практикум.
В основе практикума лежит исследовательский подход, предусматривающий использование несложных методов исследования. Практикум выполняется серией практических работ индивидуально или группой учащихся. При этом учитываются возможности учащихся, условия проведения и наличие соответствующего оборудования.
Предусмотрена вариативность выполнения работ практикума:
5 класс.
- Очистка питьевой воды.
- Определение физических свойств воды.
- Знакомство с правилами обращения с различными химическими веществами в быту.
- Изучение состояния деревьев и кустарников в окрестностях школы.
Составление фенологического календаря по явлениям в природе.
-
Жизнь растений и животных в условиях города.
-
Заготовка корма для зимующих птиц.
-
Изготовление кормушек, птичьих столовых (участие в операциях "Синица", "Кормушка" и т.д.).
6 класс.
-
Изучение видового состава антропогенной растительности в окрестностях школы
-
Проведение натуралистических наблюдений за растениями, животными в природе. Ведение дневника фенологических наблюдений.
-
Заготовка корма для зимующих птиц.
-
Изготовление кормушек, птичьих столовых (участие в операциях "Синица", "Кормушка" и т.д.)
-
Паспортизация растений в классе.
-
Наблюдение и уход за комнатными растениями.
-
Ознакомление с видами земляных смесей и их заготовкой.
-
Знакомство с различными способами пересадки комнатных растений.
-
Растения весной. Первоцветы.
7 класс.
- Изучение антропогенного влияния на растительное сообщество окрестностей школы.
- Использование цветочно-декоративных растений в озеленении школьного двора.
- Изучение флористического состава лекарственных растений.
- Изучение результатов деятельности листогрызущих насекомых в биотопе школы.
- Изучение численности дождевого червя в зависимости от фактора антропогенного влияния.
- Приспособления живых организмов к жизни в условиях города.
- Заготовка корма для зимующих птиц.
- Изготовление кормушек, птичьих столовых (участие в операциях "Синица", "Кормушка" и т.д.).
8 класс.
- Школьное помещение. Планировка, эмоциональная оценка – эмоциональное воздействие оформления, расстановки мебели, освещенности, цветовой гаммы (тест «тепло – холодно»).
- Санитарно-гигиеническая оценка школьного помещения: соответствие площади и кубатуры санитарно-гигиеническим нормам; характер использования (рациональный, нерациональный); оборудование, расстановка мебели, окраска (совместимость окрасок стен, мебели, классной доски); температура, влажность, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность (естественная, искусственная).
- Влияние шума на работоспособность человека (с применением шумометра).
- Эстетическая оценка помещения: оформление, цветовая гамма, озелененность.
- Озелененность пришкольной территории, расположение зеленых насаждений по отношению к школе, их участие в самоочищении воздуха микрорайона (задержание пыли, увлажнение).
II. Летние наблюдения.
При выполнении летних заданий ученики проявляют большую самостоятельность. Предлагается на выбор любая тема из примерного перечня:
- Стадии развития злаков.
- Влияние густоты посева на урожай.
- Способы посадки картофеля.
- Сорные растения (сбор, определение, оформление гербариев).
- Листья простые и сложные (собрать по 20 экз. для лабораторной работы).
- Типы соцветий (собрать по 20 экз. для лабораторной работы).
- Растения одного семейства (собрать 4-5 представителей).
- Стихи или сочинения о природе.
- Акварельные зарисовки цветов, опыляемых разными способами.
- Наблюдения за развитием животных (рыб, земноводных, насекомых).
- Наблюдения за поведением животных (муравьев, пауков, комнатных мух, дождевых червей и т.п.)
- Уход за сельскохозяйственными животными.
- Выработка условных рефлексов у домашних животных.
- Изучение первоцветущих травянистых растений Приморского края.
- Редкие и исчезающие виды растений г. Арсеньева и прилегающих к нему территорий Приморского края.
- Сбор гербария листьев с погрызами насекомых-вредителей.
- Сбор растений в различных возрастных состояниях для гербария и его монтирование.
- Определение образцов растений и животных, собранных на экскурсиях при изучении экосистем.
- Определение комнатных растений и их паспортизация.
- Подбор и посадка декоративных комнатных растений.
- Выполнение эскиза планировки городской квартиры (сельского дома, детской комнаты), с учетом размещения декоративных комнатных растений.
Летняя работа учащихся оформляется в двух направлениях: исследовательская работа, завершающаяся составлением отчета, и реферативная работа, которая содержит изложение и анализ литературных источников по выбранной теме.
III. Учебный проект.
Учебный экологический проект – это комплексное многопредметное задание.
Задачи:
- Изучить местную экологическую обстановку.
- Содействовать улучшению экологической ситуации практической природоохранной деятельностью.
- Привлечь внимание общественности к экологическим проблемам местности.
Организация и проведение проектного задания:
- Подготовительный этап – создание творческой группы учащихся, которая выступает координатором совместной деятельности.
- Основной этап – выбор темы проектного задания; сбор и обработка необходимой при изучении литературы; разработка идеи выполнения проекта;
планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности.
- Заключительный этап – оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта.
Школьный проект охватывает такие направления исследования городской среды, как:
- Оценка интенсивности транспортных потоков в микрорайоне («Дыхание города»);
- Определение состояния зеленых насаждений («Зеленый друг»);
- Изучение экологического состояния школьного здания («Экошкола»);
- Изучение общественного мнения населения о состоянии окружающей среды («Общественное мнение»).
Требования, предъявляемые к проекту.
Приступая к проекту, ученик обязан:
- определить теоретическое и практическое значение избранной темы;
- указать степень изученности проблемы.
Тематика проектов определяется методическим объединением, но ученик может и самостоятельно избрать тему, согласовав ее с учителем.
Проект должен быть правильно оформлен, написан литературным языком, без орфографических ошибок.
Оформление проекта может быть следующим:
I. Титульный лист содержит в центре название работы, а под названием в правом углу листа пишется фамилия ученика (ов), класс, школа, город, руководитель.
II. Проект состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.
1. Во введении определяется предмет, цели и задачи проекта, обосновывается актуальность выбранной проблемы.
2. В основной части проекта в главе, содержащей теоретические сведения, анализируются используемые в работе труды по экологии, истории, биологии и др. В главе, содержащей анализ практических результатов на основе накопленных наблюдений, экспериментальных данных, осмысливаются результаты, полученные в ходе подготовительной работы.
3. В заключении подводятся итоги проведенного исследования в виде общих выводов. Излагаются практические рекомендации. Здесь же целесообразно указать вопросы и перспективы дальнейшего изучения проблемы.
При цитировании источников или авторских трудов, при заимствовании определенных сведений обязательны ссылки. Они должны содержать в себе точные и полные выходные данные (инициалы и фамилия автора, название книги, статьи, место и год издания, страницу).
При ссылке на газету – ее название и дату.
Руководитель постоянно контролирует, консультирует, рецензирует работу и назначает день защиты.
Защита проекта проводится на семинаре или во внеурочное время на заседании кружка.
Сроки выполнения проектов в большой степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3 – 4 недель до одного года.
Кроме того, проектные работы могут быть выполнены на стыке наук.
|