Учебное экологическое проектирование.

Сегодняшние школьники не только технологически, но и по образу мышления оказываются не адаптированными к бурно развивающимся реалиям жизни. Однако и сами педагоги находятся в такой же ситуации.      Поэтому формальная педагогика – педагогика интерпретации школьных учебников, педагогика натаскивания и контроля – оказывается непригодной. Сегодня, как никогда ранее, оказывается востребованной способность школьника учиться самому и, прежде всего тому, что позволяет адаптироваться к реалиям рынка. В системе развивающего обучения к педагогу предъявляются качественно иные требования: знание реальных требований рынка труда, постоянное изучение и внедрение новых технологий обучения, использование современной мультимедийной техники, создание на занятиях атмосферы самомотивации и самообразования.

         Цель проектного обучения – овладение учащимися современными (универсальными) способами и средствами освоения данного (и любого другого) предметного содержания.

         Задачи:

  • формировать научные знания о способах взаимодействия человека (общества) и природы; умения и навыки пропаганды валеологических, экологических и природоохранных знаний;

  • развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи; художественную инициативы;

  • воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, ответственности, патриотизма; культуру поведения и бесконфликтного общения.

Это предполагает:
1.Формирование у школьников качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях.

         Для этого учащиеся должны быть способны:

    • выявлять проблему (находить противоречия – в чем проблема?);
    • анализировать проблему (выяснять причины и прогнозировать – что происходит?);
    • находить варианты решения проблемы (формулировать различные способы решения проблемы – что и какими образом можно и нужно изменить);
    • выбирать оптимальное решение (что сделаем?);
    • реализовать решение;
    • анализировать последствия (что изменилось?).

         Метод опирается на возрастную периодизацию и основные виды деятельности, разработанные Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым.
В подростковом возрасте происходит подчинение своих интересов нормам коллективной жизни, отсюда основной вид деятельности – общение. Реализация основных направлений учебно-воспитательной работы осуществляется через организацию и проведение коллективной творческой деятельности в различных формах.
В юношеском возрасте формируется мировоззрение личности, наибольшее значение приобретает учебно-познавательный труд, поэтому учебно-исследовательская (проектная) деятельность является центральным звеном воспитательно-образовательного процесса.

Формы учебно-исследовательской деятельности:

I. Экологический практикум.
В основе практикума лежит исследовательский подход, предусматривающий использование несложных методов исследования.  Практикум выполняется серией практических работ индивидуально или группой учащихся. При этом учитываются возможности учащихся, условия проведения и наличие соответствующего оборудования.

Предусмотрена вариативность выполнения работ практикума:
5 класс.

  • Очистка питьевой воды.
  • Определение физических свойств воды.
  • Знакомство с правилами обращения с различными химическими веществами в быту.
  • Изучение состояния деревьев и кустарников в окрестностях школы.
    Наблюдение за поведением домашних животных.

Составление фенологического календаря по явлениям в природе.

  • Жизнь растений и животных в условиях города.
  • Заготовка корма для зимующих птиц.
  • Изготовление кормушек, птичьих столовых (участие в операциях "Синица", "Кормушка" и т.д.).

 6 класс.

  • Изучение видового состава антропогенной растительности в окрестностях школы
  • Проведение натуралистических наблюдений за растениями, животными в природе. Ведение дневника фенологических наблюдений.
  • Заготовка корма для зимующих птиц.
  • Изготовление кормушек, птичьих столовых (участие в операциях "Синица", "Кормушка" и т.д.)
  • Паспортизация растений в классе.
  • Наблюдение и уход за комнатными растениями.
  • Ознакомление с видами земляных смесей и их заготовкой.
  • Знакомство с различными способами пересадки комнатных растений.
  • Растения весной. Первоцветы.

7 класс.

  • Изучение антропогенного влияния на растительное сообщество окрестностей школы.
  • Использование цветочно-декоративных растений в озеленении школьного двора.
  • Изучение флористического состава лекарственных растений.
  • Изучение результатов деятельности листогрызущих насекомых в биотопе школы.
  • Изучение численности дождевого червя в зависимости от фактора антропогенного влияния.
  • Приспособления живых организмов к жизни в условиях города.
  • Заготовка корма для зимующих птиц.
  • Изготовление кормушек, птичьих столовых (участие в операциях "Синица", "Кормушка" и т.д.).

8 класс.

  • Школьное помещение. Планировка, эмоциональная оценка – эмоциональное воздействие оформления, расстановки мебели, освещенности, цветовой гаммы (тест «тепло – холодно»).
  • Санитарно-гигиеническая оценка школьного помещения: соответствие площади и кубатуры санитарно-гигиеническим нормам; характер использования (рациональный, нерациональный); оборудование, расстановка мебели, окраска (совместимость окрасок стен, мебели, классной доски); температура, влажность, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность (естественная, искусственная).
  • Влияние шума на работоспособность человека (с применением шумометра).
  • Эстетическая оценка помещения: оформление, цветовая гамма, озелененность.
  • Озелененность пришкольной территории, расположение зеленых насаждений по отношению к школе, их участие в самоочищении воздуха микрорайона (задержание пыли, увлажнение).

 II. Летние наблюдения.
При выполнении летних заданий ученики проявляют большую самостоятельность. Предлагается на выбор любая тема из примерного перечня:

  • Стадии развития злаков.
  • Влияние густоты посева на урожай.
  • Способы посадки картофеля.
  • Сорные растения (сбор, определение, оформление гербариев).
  • Листья простые и сложные (собрать по 20 экз. для лабораторной работы).
  • Типы соцветий (собрать по 20 экз. для лабораторной работы).
  • Растения одного семейства (собрать 4-5 представителей).
  • Стихи или сочинения о природе.
  • Акварельные зарисовки цветов, опыляемых разными способами.
  • Наблюдения за развитием животных (рыб, земноводных, насекомых).
  • Наблюдения за поведением животных (муравьев, пауков, комнатных мух, дождевых червей и т.п.)
  • Уход за сельскохозяйственными животными.
  • Выработка условных рефлексов у домашних животных.
  • Изучение первоцветущих травянистых растений Приморского края.
  • Редкие и исчезающие виды растений г. Арсеньева и прилегающих к нему территорий Приморского края.
  • Сбор гербария листьев с погрызами насекомых-вредителей.
  • Сбор растений в различных возрастных состояниях для гербария и его монтирование.
  • Определение образцов растений и животных, собранных на экскурсиях при изучении экосистем.
  • Определение комнатных растений и их паспортизация.
  • Подбор и посадка декоративных комнатных растений.
  • Выполнение эскиза планировки городской квартиры (сельского дома, детской комнаты), с учетом размещения декоративных комнатных растений.

 Летняя работа учащихся оформляется в двух направлениях: исследовательская работа, завершающаяся составлением отчета, и реферативная работа, которая содержит изложение и анализ литературных источников по выбранной теме.

III. Учебный проект.
Учебный экологический проект – это комплексное многопредметное задание.

Задачи:

  • Изучить местную экологическую обстановку.
  • Содействовать улучшению экологической ситуации практической природоохранной деятельностью.
  • Привлечь внимание общественности к экологическим проблемам местности.

                                                  
Организация и проведение проектного задания:

  • Подготовительный этап – создание творческой группы учащихся, которая выступает координатором совместной деятельности.
  • Основной этап – выбор темы проектного задания; сбор и обработка необходимой при изучении литературы; разработка идеи выполнения проекта;
    планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности.
  • Заключительный этап – оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта.

         Школьный проект охватывает такие направления исследования городской среды, как:

  • Оценка интенсивности транспортных потоков в микрорайоне («Дыхание города»);
  • Определение состояния зеленых насаждений («Зеленый друг»);
  • Изучение экологического состояния школьного здания («Экошкола»);
  • Изучение общественного мнения населения о состоянии окружающей среды («Общественное мнение»).
    Требования, предъявляемые к проекту.

 Приступая к проекту, ученик обязан:

  • определить теоретическое и практическое значение избранной темы;
  • указать степень изученности проблемы.

         Тематика проектов определяется методическим объединением, но ученик может и самостоятельно избрать тему, согласовав ее с учителем.
Проект должен быть правильно оформлен, написан литературным языком, без орфографических ошибок.

         Оформление проекта может быть следующим:

I.   Титульный лист содержит в центре название работы, а под названием в правом углу листа пишется фамилия ученика (ов), класс, школа, город, руководитель.
II. Проект состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.
1. Во введении определяется предмет, цели и задачи проекта, обосновывается актуальность выбранной проблемы.
2. В основной части проекта в главе, содержащей теоретические сведения, анализируются используемые в работе труды по экологии, истории, биологии и др. В главе, содержащей анализ практических результатов на основе накопленных наблюдений, экспериментальных данных, осмысливаются результаты, полученные в ходе подготовительной работы.
3. В заключении подводятся итоги проведенного исследования в виде общих выводов. Излагаются практические рекомендации. Здесь же целесообразно указать вопросы и перспективы дальнейшего изучения проблемы.
При цитировании источников или авторских трудов, при заимствовании определенных сведений обязательны ссылки. Они должны содержать в себе точные и полные выходные данные (инициалы и фамилия автора, название книги, статьи, место и год издания, страницу).
При ссылке на газету – ее название и дату.
Руководитель постоянно контролирует, консультирует, рецензирует работу и назначает день защиты.
Защита проекта проводится на семинаре или во внеурочное время на заседании кружка.
Сроки выполнения проектов в большой степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3 – 4 недель до одного года.
Кроме того, проектные работы могут быть выполнены на стыке наук.

 

 

 

Hosted by uCoz