Факультатив для учащихся 10 классов.
Модуль. Учимся решать экологические проблемы.
Пояснительная записка.
В условиях современного экологического кризиса решение экологических проблем рассматривается с позиции двух основных стратегий. Первая из них — технологическая — предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий. Вторая стратегия — гуманитарная — призвана способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни. Основное средство реализации гуманитарной стратегии — экологическое образование и воспитание, ведь никакие технические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию безопасных технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в практическом решении экологических проблем.
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию гласит, что «важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место в этом принадлежит молодежи, которой должны быть гарантированы безопасное будущее и возможность участия в принятии решений».
Цель:
Становление компетентности в принятии решений и развитие экологической ответственности.
Задачи:
-
научиться принимать грамотные решения для решения экологических .5проблем;
-
повысить уровень экологической воспитанности;
-
привить школьникам вкус к исследованию, вооружить их методами научно-исследовательской деятельности.
Главные компоненты экологических взглядов и убеждений.
Интеллектуальный, который основывается на экологических знаниях и умениях, на владении приемами причинно-следственного анализа;
Личностный, включающий мотивацию, отношения и оценки, уверенность в необходимости решать экологические проблемы;
Внутренняя готовность – желание, намерение, потребность изучать и улучшать природную и культурную среду.
Основные мотивы реальной деятельности учащихся:
-
гражданско-патриотические (основаны на желании приумножать богатства природы и связаны с чувством долга перед обществом по сохранению природы своей родины);
-
гуманистические (выражаютсяв стремлении проявлять добро, сострадание по отношению к живому, желание его защитить);
-
эстетические (проявляются в потребности сохранять красоту природной среды);
-
научно-познавательные (основаны на понимании сложных взаимосвязей общества, человека и природы, на стремлении познавать их законы);
-
гигиенические (исходят из понимания значения окружающей среды для здоровья человека и желания сохранить ее оптимальные биофизические и биохимические параметры);
-
экономические (базируются на признании природы как источника ресурсов для устойчивого развития);
-
правовые (связаны с реализацией гражданских прав и обязанностей по отношению к окружающей среде).
Диагностики результатов обучения
-
социологический опрос;
-
анкетирование, тестирование;
-
наблюдение;
-
беседы с учащимися, родителями;
-
творческие, исследовательские работы.
Обучение можно считать успешным, если учащийся.
-
анализирует взаимосвязи человека и окружающей социоприродной среды;
-
знаком с экологическими правами и обязанностями граждан Российской Федерации, со способами участия населения в решении местных экологических проблем, разрешенных российским
законодательством;
-
контролирует свое поведение, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
-
осведомлен о глобальных и локальных экологических проблемах, знаком с возможными путями и примерами их решения;
-
выявляет местные экологические проблемы, формулирует, оценивает и выбирает варианты их решения;
-
проявляет инициативу в проведении экологических акций, с желанием участвует в них и привлекает других;
-
распространяет экологическую информацию.
Успешность обучения определяется сравнением достижений одного и того же ребенка до начала его работы по модулю и по ее завершении.
Основные формы и методы работы:
-
экологические тренинги;
-
рефераты и экологическое исследование;
-
учебные экологические проекты;
-
использование телекоммуникаций и Интернета;
-
ролевые игры.
Прогнозируемый результат.
В процессе обучения учащиеся должны обрести следующие конкретные умения:
-
наблюдать и изучать явления;
-
описывать результаты наблюдений;
-
выдвигать гипотезы;
-
выполнять измерения;
-
представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
-
делать выводы;
-
обсуждать результаты экспериментов в дискуссиях.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
-
Цикл познания в естественных науках: факты, гипотезы, эксперимент, следствие.
-
Роль эксперимента в познании.
-
Соотношение теории и эксперимента в познании.
-
Правила пользования измерительными приборами.
Содержание модуля «Учимся решать экологические проблемы» (16ч)
Экологическое образование и решение экологических проблем (2ч.)
управление окружающей средой и стратегия экологического образования; школьники об экологических проблемах и их решении; компетентность и экологическая ответственность; обучение принятию решений: теоретические основы.
Экологические проблемы: опыт принятия решений (2ч.)
путь решения проблемы – постановка цели – основной элемент процесса принятия решения, эффективность принимаемых решений, поиск нужной информации, выбор оптимального варианта решения, реализация решения; учебные экологические ситуации – ситуация – основная «единица» жизнедеятельности человека, отношения в системе «природа – человек – общество»; экологический тренинг - преимущества для обучения принятию экологических решений – высокая самостоятельность и творческая активность участников; опора на максимальное использование личного опыта учащихся, использование социального моделирования, т.е. «проигрывание» различных ситуаций, столкновение и обсуждение различных точек зрения
Ролевые игры: осознание глобальных проблем (2ч.)
Ролевая игра – «проигрывание» ситуации принятия глобальных решений, что способствует лучшему пониманию региональных и местных экологических проблем. «Глобальные проблемы — глобальные решения» - человечество ищет пути и способы решения глобальных проблем, поиск идет различными путями, но главным образом через систему организаций ООН: ЮНЕСКО, ЮНЕП, Конференцию ООН по окружающей среде и развитию, Центр «За наше общее будущее», ФАО и ряд других; форма игры – симпозиум. «Этика экологической ответственности» - игра отвечает на вопрос «Зависят ли моральные устои людей от исторической эпохи, национальности, сословия
Учебный экологический проект (в том числе телекоммуникационный) (9ч.)
Учебный экологический проект помогает изучить региональные и местные экологические проблемы и содействует практическому их решению, улучшает экологическое состояние среды.
Темы проектов:
Современная экологическая ситуация на Земле. Понятие " Экологический кризис ", причины возникшего экологического кризиса, модели мирового роста, демографический взрыв, истощение природных ресурсов, загрязнения окружающей среды.
Мутагены как загрязнители окружающей среды. Понятие " Генофонд ". Мутации, их положительная и отрицательная роль в выживании вида, механизмы действия мутагенов. Наследственные болезни, контроль над содержанием мутагенов в окружающей среде. Радиация как экологический фактор: биологическое действие и способы защиты.
Основные группы загрязнителей окружающей среды. Наиболее распространенные антропогенные загрязнители окружающей среды: пестициды, тяжелые металлы, нитраты, и другие. Эффект «бумеранга». Металлы - опасные загрязнители природной среды. Здоровье человека и жесткость воды как фактор риска.
Городская и промышленная экология. Город как экосистема. Промышленное загрязнение среды, виды загрязнений воздуха, почвы, воды. Очистные сооружения, проблемы очистки вод Родного края. Экология транспорта, организация экологически чистого транспорта, объездные дороги. Звук и шум как экологические факторы.
Жилище современного человека. Растения в городе. Группы растений по качеству очистки. Сохранение растений и план озеленения города. Дом, квартира как экосистема, дизайн, синтетические вещества, смолы, организмы - симбионты и синантропы в квартире, энергетика квартир, водоснабжение, канализация.
Экологическая культура и охрана природы. Природа и человек, охрана видов, охрана экосистем, особо охраняемые территории Родного края. Красная книга. Кто охраняет природу? Анкета. Нормы экологической этики.
Практикум. Экологическое обследование экосистем в черте города, биотестирование водной среды в черте города, экскурсия на предприятие для составления экологической характеристики предприятия. Мониторинг.
От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию – подведение итогов (1 ч)
Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Всемирная экологическая программа на XXI век. Необходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экологическая этика. Экологическое образование и воспитание в разных странах. Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.
|