Факультатив для учащихся 10 классов.
Модуль. Учимся решать экологические проблемы.

Пояснительная записка.

В условиях современного экологического кризиса решение эко­логических проблем рассматривается с позиции двух основных стратегий. Первая из них — технологическая — предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий. Вторая стратегия — гуманитарная — призвана способ­ствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведе­ния, стиля жизни. Основное средство реализации гуманитарной стратегии — экологическое образование и воспитание, ведь ника­кие технические средства сами по себе не могут улучшить состоя­ние окружающей среды, если люди не готовы к использованию безопасных технологий, не стремятся сознательно соблюдать тре­бования экологических ограничений и принимать активное учас­тие в практическом решении экологических проблем.
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию гласит, что «важным фактором обеспечения устойчивого развития является уси­ление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место в этом принадлежит молодежи, которой должны быть гарантированы безо­пасное будущее и возможность участия в принятии решений».

Цель:

Становление компетентности в принятии решений и развитие экологической ответственности.

Задачи:

  • научиться принимать грамотные решения для решения экологических .5проблем;
  • повысить уровень экологической воспитанности;
  • привить школьникам вкус к исследованию, вооружить их методами научно-исследовательской деятельности.

Главные компоненты экологических взглядов и убеждений.

Интеллектуальный, который основывается на экологических знаниях и умениях, на владении приемами причинно-следственного анализа;
Личностный, включающий мотивацию, отношения и оценки, уверенность в необходимости решать экологические проблемы;
Внутренняя готовность – желание, намерение, потребность изучать и улучшать природную и культурную среду.

Основные мотивы реальной деятельности учащихся:

  • гражданско-патриотические (основаны на желании приумно­жать богатства природы и связаны с чувством долга перед общест­вом по сохранению природы своей родины);
  • гуманистические (выражаютсяв стремлении проявлять добро, сострадание по отношению к живому, желание его защитить);
  • эстетические (проявляются в потребности сохранять красоту природной среды);
  • научно-познавательные (основаны на понимании сложных взаи­мосвязей общества, человека и природы, на стремлении познавать их законы);
  • гигиенические (исходят из понимания значения окружающей сре­ды для здоровья человека и желания сохранить ее оптимальные био­физические и биохимические параметры);
  • экономические (базируются на признании природы как источни­ка ресурсов для устойчивого развития);
  • правовые (связаны с реализацией гражданских прав и обязаннос­тей по отношению к окружающей среде).

Диагностики результатов обучения

  • социологический опрос;
  • анкетирование, тестирование;
  • наблюдение;
  • беседы с учащимися, родителями;
  • творческие, исследовательские работы.

Обучение можно считать успешным, если учащийся.

  • анализирует взаимосвязи человека и окружающей социоприродной среды;
  • знаком с экологическими правами и обязанностями граждан Российской Федерации, со способами участия населения в реше­нии местных экологических проблем, разрешенных российским
    законодательством;
  • контролирует свое поведение, чтобы не причинить вреда окру­жающей среде;
  • осведомлен о глобальных и локальных экологических пробле­мах, знаком с возможными путями и примерами их решения;
  • выявляет местные экологические проблемы, формулирует, оценивает и выбирает варианты их решения;
  • проявляет инициативу в проведении экологических акций, с желанием участвует в них и привлекает других;
  • распространяет экологическую информацию.

Успешность обучения определяется сравнением достижений одного и того же ребенка до начала его работы по модулю и по ее завершении.


Основные формы и методы работы:

  • экологические тренинги;
  • рефераты и экологическое исследование;
  • учебные экологические проек­ты;
  • использование телекоммуникаций и Интернета;
  • ролевые игры.

Прогнозируемый результат.
В процессе обучения учащиеся должны обрести следующие конкретные умения:

  • наблюдать и изучать явления;
  • описывать результаты наблюдений;
  • выдвигать гипотезы;
  • выполнять измерения;
  • представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты экспериментов в дискуссиях.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • Цикл познания в естественных науках: факты, гипотезы, эксперимент, следствие.
  • Роль эксперимента в познании.
  • Соотношение теории и эксперимента в познании.
  • Правила пользования измерительными приборами.

Содержание модуля «Учимся решать экологические проблемы» (16ч)

Экологическое образование и решение экологических проблем (2ч.)
управление окружающей средой и стратегия экологического образования; школьники об экологических проблемах и их решении; компетентность и экологическая ответственность; обучение принятию решений: теоретические основы.
Экологические проблемы: опыт принятия решений (2ч.)
путь решения проблемы – постановка цели – основной элемент процесса принятия решения, эффективность принимаемых решений, поиск нужной информации, выбор оптимального варианта решения, реализация решения; учебные экологические ситуации – ситуация – основная «единица» жизнедеятельности человека, отношения в системе «природа – человек – общество»; экологический тренинг - преимущества для обучения принятию экологических решений – высокая самостоятельность и творческая активность участников; опора на максимальное использование личного опыта учащихся, использование социального моделирования, т.е. «проигрывание» различных ситуаций, столкновение и обсуждение различных точек зрения
Ролевые игры: осознание глобальных проблем (2ч.)
Ролевая игра – «проигрывание» ситуации принятия глобальных решений, что способствует лучшему пониманию региональных и местных экологических проблем.  «Глобальные проблемы — глобальные решения»       - человечество ищет пути и способы решения глобальных проблем, поиск идет различными путями, но главным образом через систему организаций ООН: ЮНЕСКО, ЮНЕП, Конференцию ООН по окружающей среде и развитию, Центр «За наше общее будущее», ФАО и ряд других; форма игры – симпозиум. «Этика экологической ответственности» - игра отвечает на вопрос «Зависят ли моральные устои людей от исторической эпохи, национальности, сословия
Учебный экологический проект (в том числе телекоммуникационный) (9ч.)
Учебный экологический проект помогает изучить региональные и местные экологические проблемы и содействует практическому их решению, улучшает экологическое состояние среды.
Темы проектов:
Современная экологическая ситуация на Земле. Понятие " Экологический кризис ", причины возникшего экологического кризиса, модели мирового роста, демографический взрыв, истощение природных ресурсов, загрязнения окружающей среды.
Мутагены как загрязнители окружающей среды. Понятие " Генофонд ". Мутации, их положительная и отрицательная роль в выживании вида, механизмы действия мутагенов. Наследственные болезни, контроль над содержанием мутагенов в окружающей среде. Радиация как экологический фактор: биологическое действие и способы защиты.
Основные группы загрязнителей окружающей среды. Наиболее распространенные антропогенные загрязнители окружающей среды: пестициды, тяжелые металлы, нитраты, и другие. Эффект «бумеранга». Металлы - опасные загрязнители природной среды. Здоровье человека и жесткость воды как фактор риска.
Городская и промышленная экология. Город как экосистема. Промышленное загрязнение среды, виды загрязнений воздуха, почвы, воды. Очистные сооружения, проблемы очистки вод Родного края. Экология транспорта, организация экологически чистого транспорта, объездные дороги. Звук и шум как экологические факторы.
Жилище современного человека. Растения в городе. Группы растений по качеству очистки. Сохранение растений и план озеленения города. Дом, квартира как экосистема, дизайн, синтетические вещества, смолы, организмы - симбионты и синантропы в квартире, энергетика квартир, водоснабжение, канализация.
Экологическая культура и охрана природы. Природа и человек, охрана видов, охрана экосистем, особо охраняемые территории Родного края. Красная книга. Кто охраняет природу? Анкета. Нормы экологической этики.
Практикум. Экологическое обследование экосистем в черте города, биотестирование водной среды в черте города, экскурсия на предприятие для составления экологической характеристики предприятия. Мониторинг.
От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию – подведение итогов (1 ч)
Концепция устойчивого социально-экологического развития. Но­осфера: ожидания и реальность. Всемирная экологическая програм­ма на XXI век. Необходимость всеобщей экологической грамотнос­ти. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и гло­бальном уровнях. Экологическая этика. Экологическое образование и воспитание в разных странах. Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.

Hosted by uCoz